Минстрй отказал ООО «ФБК» в допуске к технологическому и ценовому аудиту (ТЦА) проектов компаний с госучастием. Как рассказал «Известиям» президент и основной владелец аудиторско-консалтинговой компании Сергей Шапигузов, дочерняя структура ФБК - ООО «ФБК Консалтинг» с начала года не была включена в перечень компаний, имеющих право на проведение ТЦА инвестиционных проектов с госучастием. В список, добавляют источники «Известий», не попал и один из представителей большой четверки международных аудиторов - Ernst & Young.
Согласно постановлению правительства № 382 от 30 апреля 2013 года, с апреля 2014 года аудиторы, желающие проводить ТЦА инвестпроектов с госучастием, должны входить в перечень, создаваемый и дополняемый Минстроем, им выдаются бессрочные лицензии на проведение ТЦА для компаний с госучастием. Не вошедшим в перечень госкомпании отказываются отдавать свои проекты на аудит, подтвердил «Известиям» источник в Минэкономразвития.
У компаний процесс оформления лицензий занимал разное время, в зависимости от количества дочерних организаций, которые нужно было вписать в перечень, рассказывает источник на рынке. Тем не менее проводить аудит крупных инвестпроектов (стоимостью более 3 млрд рублей) им необходимо уже с будущего года: без итогов публичного ТЦА инвестпроекты госкомпаний не будут утверждаться курирующими их ведомствами.
ФБК направила документы на внесение в перечень еще в сентябре прошлого года, но до сих пор не получила аккредитации. Доля госзаказов на проведение ТЦА во всей операционной деятельности у ФБК была невелика - до 10%, говорит Шапигузов (компания работала с проектами «Транснефти», Федеральной сетевой компании и др.), остальной ТЦА заказывают частные компании. При этом стоимость проектов компаний с госучастием начиналась от 1,5 млрд рублей.
По словам Шапигузова, представители департамента государственных услуг в строительстве и разрешительной деятельности Минстроя (курирует перечень) не назвали причины отказа включения в перечень.
Согласно переписке компании и Минстроя, министерство в своем письме действительно прямо не указывает конкретные причины отказа, лишь ссылается на 382-ПП. Согласно ему, компании должны обладать опытом работы в проведении ТЦА инвестпроектов с госучастием не менее 7 лет (в том числе 5 лет для проектов дороже 1,5 млрд рублей), а их сотрудники - соответствующим опытом в области ТЦА, в том числе имеющихся на рынке стройматериалов, не менее 5 лет. Также компания должна предоставить заявление, копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ и документы на самих специалистов компании. В ответ ФБК в конце мая направила новый пакет запрошенных Минстроем документов с заявлением, но ответа пока не получала.
- Мы пытаемся узнать у Минстроя, что именно не устраивает, но он не указывает на конкретные неточности, - говорит Шапигузов.
По его словам, компания соответствует всем поставленным критериям.
Некоторые эксперты утверждают, что проблемы некоторых аудиторов, в первую очередь иностранных, связаны с охлаждением отношений России и Запада. С 1 августа ФБК выкупила франшизу группы аудиторских и консалтинговых компаний Grant Thornton (Великобритания), тем самым став российским представительством британской фирмы. Как сообщали СМИ, среди госкомпаний существует негласная рекомендация приостановить работу с международными аудиторами и консультантами. Впоследствии информацию о такой рекомендации опровергал министр Открытого правительства Михаил Абызов. В апреле рекомендации пробовали воплотить в жизнь сенаторы Совета Федерации (СФ), предлагая ограничить практику привлечения государственными предприятиями (компаниями с государственным участием в капитале) иностранных аудиторских компаний. Закон до сих пор не принят, но спрос на услуги большой четверки аудиторов (Ernst & Young, Deloitte, PwC и KMPG) существенно упал.
ФБК, несмотря на франшизу Grant Thornton, полностью российский резидент, говорит Шапигузов. Он не считает, что Минстрой отстраняет иностранцев и их партнеров от ТЦА.
В самом Минстрое не смогли дать оперативный комментарий.
По словам Шапигузова, до начала года компания активно работала с «Газпромом», «Росатомом» и «Русгидро», но теперь аудит этих госкомпаний для нее закрыт. Если лицензию не удастся получить до конца года, рассуждает Шапигузов, ФБК намерена решать этот вопрос через суд или через обращение в правительство.
- Судя по расплывчатым формулировкам Минстроя, тому, что он не указывает на конкретные причины невключения в перечень, и столь длительной переписке с компанией, проблема высосана из пальца, поэтому шансы у них в суде хорошие, - считает адвокат коллегии «Князев и партнеры» Оксана Туманова.
ФБК отнюдь не единственная крупная аудиторско-консалтинговых компания, не попавшая в перечень Минстроя. По данным источников «Известий», в него не вошла ООО «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young, EY), входящая в четверку крупнейших по выручке международных аудиторов.
Управляющий партнер по России компании EY Александр Ивлев подтвердил «Известиям», что на данном этапе компания не работает по ТЦА с госкомпаниями - ее документы также «находятся в работе». При этом он не видит какой-либо проблемы с оформлением лицензии - это всегда занимает определенное время, от месяца до трех. От дальнейших вопросов собеседник отказался.
Скорее всего, EY не спешит с лицензией потому, что доля заказов на ТЦА в целом у нее крайне мала - не более 2−3%, говорит близкий к компании источник, подавляющая часть бизнеса у компании приходится на аудит не инвестпроектов, а финансовой отчетности, в том числе и госкомпаний.
Проблем с аккредитацией у остальных фирм «большой четверки» не было, говорит член правления НО ТЦА Борис Ярышевский. По его словам, формально неаккредитованные компании могут привлекаться к аудиту проектов компаний с госучастием как субподрядчики. Аккредитованная компания имеет право отдать до 95% заказа им. Правда, при этом может пострадать само качество аудита - доход от выполнения аудита у субподрядчика ниже. По словам Ярышевского, на данный момент в перечень Минстроя пытается попасть несколько десятков компаний: консалтинговая ООО «ЭФ-инжиниринг» (работает с холдингом «Россети»), ГК «Спектрум» (работает с «ВТБ Капитал», «Роснефтью» и др.).
PwC, Deloitte и KMPG не ответили на запрос «Известий».
Если аккредитация затянется еще больше, игроки рынка не видят другого выхода, как перейти от лицензирования к формату саморегулируемых организаций (СРО), утверждает Ярышевский. По его мнению, в таком случае вопрос о создании СРО и предложения по переводу полномочий по ведению перечня организаций будет поднят до конца этого года.