Нужно отметить, что ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011−2016 годы)» как раз и нацеливает на многообразие туров. При этом в Ростуризме экскурсии на промпредприятия считают весьма перспективными. В настоящее время в нашей стране на промышленный туризм приходится всего около одного процента туррынка, причем основную долю этого объема занимают Москва и Санкт-Петербург.
- Многие города России могут стать центрами этого вида туризма, - уверена главный специалист-эксперт управления развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов Ростуризма Екатерина Гусева. - Путешественникам было бы интересно побывать на крупнейших промышленных предприятиях страны, развеять представления о том, что у нас используются только старые, убогие технологические мощности. Они могли бы увидеть, что даже в глубинке есть суперсовременные металлургические и химические производства, аналогов которым нет не только в России, но и в мире.
Популярный русскоязычный интернет-путеводитель по лучшим производственным фирмам мира приводит только 24 российских предприятия и организации, которые готовы принимать гостей. Подавляющее большинство из них - представители пищевой отрасли, производители сладостей и алкоголя. Дальневосточных компаний в этом списке нет. Но должны появиться.
- Производство - это то, чем мы можем гордиться, что можем продемонстрировать в нашем индустриальном регионе. «Фишка» нашего края - авиация. Только две страны - Россия и США - делают истребители пятого поколения, причем российский самолет производят именно в Хабаровском крае. Здесь же выпускают SukhoiSuperjet 100 - единственную отечественную авиамашину, которая вышла на мировой рынок гражданской авиации, - объясняет губернатор Вячеслав Шпорт. - Плюс промышленного туризма еще и в том, что его организация не требует новой инфраструктуры. В Комсомольске-на-Амуре уже есть гостиницы, рестораны, достопримечательности как в самом городе, так и вокруг него. Люди, которые приедут посмотреть, как собирают самолеты, могут отправиться потом в круиз по Амуру или на горнолыжные базы.
Первыми оценили возможные маршруты промышленного туризма сотрудники туркомпаний Хабаровска и Комсомольска.
Туристы, которые приедут в Комсомольск посмотреть, как собирают самолеты, могут отправиться потом в круиз по Амуру или на горнолыжные базы.
- В рамках специально организованной поездки представители 15 турфирм посетили Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, филиал ЗАО «Гражданские самолеты «Сухого», где проходит окончательная сборка знаменитого SukhoiSuperjet 100, нефтеперерабатывающий завод и сталелитейное предприятие «Амурметалл», - сообщила главный специалист отдела аналитической работы и организации туристической деятельности министерства культуры Хабаровского края Валерия Комаровская. - Были в программе и визиты в учебные заведения города, например, в авиационно-технический техникум.
Кого могут привлечь экскурсии в цеха и аудитории?
- Хотя все предприятия, на которых мы побывали, очень интересны, но поездки на них - для довольного узкого круга экскурсантов, для студентов и выпускников школ, - предполагает Татьяна Егорова, менеджер по туризму хабаровской компании «Пять звезд». - Было бы очень здорово возить на заводы и фабрики всех школьников, ведь это замечательная возможность выбрать будущую профессию. Между прочим, в других городах края тоже можно организовать подобные туры.
Камень преткновения специалисты отрасли видят в цене поездок, в первую очередь - в стоимости транспортной составляющей. И приводят пример: в прошлом году для ребят, живущих в районах края, были организованы трехдневные экскурсии в Хабаровск. Туры обходились в 9−12 тысяч рублей с человека. Не каждая семья может позволить себе такие траты.
- Если на развитие промышленного туризма будут выделять бюджетные субсидии, то это направление вполне может стать перспективным и рентабельным, - считает Татьяна Егорова.
Во многом согласен с оценками коллеги исполнительный директор туркомпании «Азия» из Комсомольска-на-Амуре Николай Захаров. По его мнению, вряд ли стоит ожидать серьезного потока взрослых туристов на нефтеперерабатывающее или сталелитейное производство. А вот профориентационный потенциал у таких поездок огромен.
- Самым привлекательным оказался филиал «Гражданских самолетов «Сухого». Сборочный цех отличается невероятной зрелищностью. Очень профессионально - и с исторической, и с технической точки зрения - выполнен экспоцентр. Я бывал на разных предприятиях в разных странах, поэтому могу оценить и плюсы, и минусы предложенной программы. Например, в цехах нет турзоны, откуда люди могли бы наблюдать за процессом производства, этому самому процессу не мешая и не подвергая себя опасности. На предприятиях не предлагают сувенирной продукции, - отмечает Николай Захаров.
Кстати, комсомольчане уже имеют вполне успешный опыт проведения промышленных туров. Три года назад они привозили на Дальний Восток 45 студентов и преподавателей из Москвы. Показали города и национальные села Хабаровского и Приморского краев. Туристы побывали на комсомольском «Амурметалле», аффинажном и рыбоводном заводах в Амурске, авиастроительном предприятии в Арсеньеве, выпускающем прославленные вертолеты «Черная акула». Молодежь из Центральной России приоткрыла для себя Дальний Восток.
- В этом году в 20 вузов разослали предложения посетить Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток. Отозвался лишь один: из Якутска пришел ответ - мол, спасибо, письмо получили, - огорчается Николай Захаров. - А молодые люди должны ездить по России, чтобы знать и понимать свою страну, видеть ее красоту и мощь, гордиться ею. Правда, путешествовать, особенно на Дальний Восток и по Дальнему Востоку, очень и очень недешево.
Тем временем специалисты утверждают, что в Хабаровском крае увеличивается поток внутренних туристов. Планируется, что в этом году в поездки по региону отправятся 499 тысяч человек.
Комментарий
Виталий Селюков, заместитель министра культуры Хабаровского края - начальник управления по туризму:
- В Хабаровском крае сегодня имеется уникальная база для развития промышленного туризма в границах территории опережающего социально-экономического развития «Город Комсомольск-на-Амуре». Развитие промышленного и профориентационного туризма позволит воспитывать в молодежи уважение к родному краю, заинтересовать ее в получении востребованных в крае профессий, закреплять кадры для работы на промышленных и высокоинтеллектуальных предприятиях региона.