Российский авиапром в перспективе сможет заменить зарубежные двигатели на отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26, а также создать двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета, заявил вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным. По словам вице-премьера, уже найдено «одно интереснейшее решение». Создание двигателя требует больше времени, чем разработка самолета, - от трех до пяти лет, заявил господин Рогозин, поэтому необходимо создавать «опережающий задел» на базе Пермского моторного завода (ПМЗ, входит в ОДК). На его мощностях создается семейство двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора, что «позволит расширить сегмент авиационного двигателестроения с тягой на взлете от 9 до 16 тонн», отметил вице-премьер.
Сейчас серийное производство двигателей для авиатехники сосредоточено на ПМЗ. Основной продукт - разработки пермского КБ «ОАО 'Авиадвигатель'»: двигатель ПС-90А для Ту-204, Ту-214, Ил-96−300 и транспортного Ил-76МФ. Один из самых больших заказов - поставка 156 ПС-90А-76 для военно-транспортных Ил-76МД-90А, с разработкой МС-21 ключевым проектом станет ПД-14, сейчас идет подготовка к серийному производству. К 2016 году должна завершиться разработка технологий, подготовка оснастки, нестандартного оборудования, с 2018 года начнутся серийные поставки ПД-14.
Предложение Дмитрия Рогозина отказаться от кооперации с иностранцами выглядит неожиданно. Еще в июне глава сектора продаж корпорации «Иркут» (разрабатывает МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию - ОАК) Валерий Луньков рассказал, что ПД-14 будут устанавливаться при поставке самолета Минобороны и госорганам, а для коммерческих клиентов предусмотрен американский GTS Pratt & Whitney. На SSJ-100 устанавливаются двигатели SaM-146 компании PowerJet - СП НПО «Сатурн» и французской Snecma (входит в группу Safran). ОДК, по данным источников «Ъ», обсуждала планы увеличения инвестиций в производство SaM-146. «Речь идет о внесении дополнительного взноса в уставный капитал PowerJet», - говорит один из них. Инвестбюджет ОДК в рамках СП оценивается в 2,9 млрд руб., корпорация уже вложила 718 млн руб. Планируется к вложению еще 2,2 млрд руб., в том числе 349 млн руб. до конца года. При этом программа SaM-146 - одна из самых затратных у ОДК. В 2012 году на нее выделили 15,8 млрд руб. (рекорд среди запущенных 19 инвестпроектов ОДК), уже освоено 15,33 млрд руб. Впрочем, как писал «Ъ» в июне, Snecma, по данным источников «Ъ», и так была недовольна малым и нестабильным числом заказов на SSJ-100 и двигатели для них.
Вчера в Snecma на запросы «Ъ» не ответили. В ОДК заявили, что еще на старте проекта семейства двигателей ПД было заложено «применение унифицированного газогенератора, на базе которого можно создать линейку перспективных изделий», в том числе и ПД-10 с тягой 10,9 тонны для семейства SuperJet (перспективная модель SSJ-130). ОДК «крайне необходимо опережающее открытие работ по созданию научно-технического задела и программ по разработке двигателей». В ОАК поддержали создание в РФ собственных авиадвигателей, это «повысит устойчивость развития отрасли и позволит создавать в России больше добавленной стоимости».
Дмитрий Рогозин попросил Владимира Путина изменить структуру расходов в ОПК, совместив технологии в корабельном и авиационном двигателестроении. По словам источника «Ъ», близкого к руководству ОДК, двигатели с тягой 9−18 тонн предлагается создавать на базе ПД-14 (планируется шесть модификаций), а с тягой 20−35 тонн - на базе модернизированного газогенератора НК-32. Решение об унификации напрашивается, признается источник «Ъ» в правительстве: так, различные версии Ми-26 оснащались производимыми украинской «Мотор Сич» Д-136 и АИ-136. Заниматься импортозамещением всех типов двигателей одновременно крайне сложно, говорит он, а с экономической точки зрения - просто нереализуемо. «Начав сейчас работы по созданию двигателей на двух базовых, через два-три года мы сможем выйти на конкретный результат без дополнительных финансовых затрат», - добавил он.
Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов говорит, что до сих пор в мире не было примеров создания турбовальных двигателей для вертолетов и турбореактивных для самолетов на основе единого газогенератора, но технически такое возможно и укладывается в тенденции развития мирового моторостроения. Базовый ПД-14 разрабатывался для МС-21, и это семейство самолетов окажется в выигрыше от расширения программы - за счет снижения себестоимости единицы продукции при большей серийности, полагает господин Карнозов, но для SSJ-100 ПД-14 избыточен. Эксперт отметил, что промышленность РФ может создавать силовые установки с высокими техническими параметрами, но соперничать с западными конкурентами сложно, поскольку те за счет высокой серийности на мировом рынке могут снизить стоимость единицы продукции.
Елизавета Кузнецова, Иван Сафронов, Елена Киселева