Скидка за старье
Данные о распределение бюджетных средств среди автопроизводителей в рамках программы обновления автопарка (утилизации и trade-in) содержатся в приказах Минпромторга (за декабрь 2014 года и март 2015 года), с которыми удалось ознакомиться РБК. Шесть из 16 участников программы подтвердили суммы в документах. Пресс-служба Минпромторга на запрос РБК не ответила.
Госпрограмма утилизации была запущена в сентябре 2014 года для поддержки продаж автомобилей на падающем рынке. По ней автопроизводители предоставляли покупателям скидки на покупку новой машины с использованием trade-in или при условии утилизации старой машины. Государство возмещало компаниям эти расходы в виде субсидий. Компенсировались скидки только на автомобили российский сборки. В прошлом году на программу двумя траншами было выделено 10 млрд руб. и 2,9 млрд руб., в этом - 10 млрд руб. и 5 млрд руб. Но как именно правительство разделило эти деньги между автопроизводителями, до сих пор известно не было.
Программа утилизации и trade-in предусматривает скидки от 40 тыс. до 350 тыс. руб. на покупку нового автомобиля в зависимости от его типа. В 2014 году по программе было продано 188,2 тыс. машин, в январе-мае 2015 года - около 100 тыс. автомобилей (актуальных данных Минпромторг не дает).
Каждый пятый рубль - АвтоВАЗу
Согласно приказу Минпромторга, в 2014 году из 12,9 млрд руб., выделенных на программу обновления автопарка, 10 млрд руб. (77,5%) досталось российским производителям - АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу и КамАЗу. Больше всех - 2,8 млрд руб. или 21,7% от общего бюджета - получил АвтоВАЗ. На втором месте - УАЗ, который входит в группу Sollers Вадима Швецова. На долю ульяновского автозавода пришлось 19,1% объема субсидий - 2,5 млрд руб. Суммарная господдержка Sollers, куда, помимо УАЗ, также входят Mazda, Isuzu и 50% Ford Sollers, в прошлом году была сопоставима с АвтоВАЗом - чуть меньше 2,7 млрд руб. ГАЗу и КамАЗу досталось примерно по 18% бюджета программы - 2,4 млрд руб. и 2,3 млрд руб. соответственно.
Среди производителей иномарок, крупнейшим получателем субсидий в прошлом году стали Hyundai (с учетом Kia) и Volkswagen - 661,7 млн руб. и 641,8 млн руб. соответственно (примерно по 5%). Renault получила 551,6 млн руб. (4,3%). Ford досталось 329,4 млн руб., Nissan - 221,3 млн руб. По 100 млн руб. было выделено General Motors (GM), GM-Avtovaz, производителю грузовиков Mercedes и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi). А меньше всех получила Toyota - 17 млн руб.
Источники РБК в компаниях поясняли, что распределение средств зависело от многих параметров, в том числе от объема производства, продаж и локализации на российских заводах иностранных компаний.
Помогли иностранцам
В 2015 году, при распределении первого транша в 10 млрд руб., господдержка была распределена между российскими и иностранными компаниями почти поровну. Изменилась и формула распределения средств: 60% суммы досталось производителям легковых автомобилей, остальные деньги пошли на поддержку продаж коммерческого транспорта.
В результате, АвтоВАЗ получил от государства 1,6 млрд руб. Тольяттинский автозавод остался лидером программы, но его доля в общем объеме субсидий снизилась с 21,7 до 15,8%. ГАЗ и КамАЗ государство компенсировало по 1,2 млрд руб. (доля каждого в общем объеме субсидий снизилась с 18 до 12%). Еще меньше досталось УАЗ - 1,1 млрд руб. (11% против прошлогодних 19,1%).
Размер субсидий для производителей иномарок, наоборот, резко вырос. Господдержка Hyundai увеличилась почти втрое, до 1,5 млрд руб. - около 15% в общем объеме господдержки. Это чуть меньше чем у АвтоВАЗа, но больше субсидий для других российских автопроизводителей - ГАЗа, КамАЗа и УАЗа. Источники РБК в компаниях говорят, что Hyundai в 2015 году государство компенсировало затраты на скидки, которые корейский производитель предоставил сверх квоты по прошлогодней программе. Именно дополнительные выплаты позволили корейской компании стать вторым по величине получателем субсидий.
Но лимиты других производителей иномарок в 2015 году тоже выросли. Renault получила от государства 877,5 млн руб. - вдвое больше, чем в прошлом году (рост доли в общем объеме поддержки с прошлогодних 4,3 до 9%). Размер субсидий для Volkswagen увеличился на треть, до 827 млн руб. Nissan, GM-Avtovaz и «ПСМА Рус» также получили вдвое больше (592,8 млн, 240,4 млн руб. и 234,8 млн руб. соответственно). Но самый большой рывок произошел у Mazda и Toyota: объем господдержки японских автопроизводителей вырос более чем в три раза - до 167 млн руб. и 56,5 млн руб. соответственно. Частично рост квот у других производителей иномарок также произошел за счет компенсации скидок, сделанных сверх лимитов в прошлом году, поясняют два собеседника РБК.
Впрочем, не все производители иномарок смогли добиться лучших условий для продолжения участия в программе утилизации и trade-in в текущем году. Субсидии для Ford Sollers, наоборот, снизилась (до 336,3 млн руб.). Меньше получил и второй американский автопроизводитель - GM (48,6 млн руб. против 100 млн руб. в прошлом году). GM в этом году не дошел до конца программы: 18 марта автоконцерн объявил, что скоро прекратит продажи в России Opel и массовых моделей Chevrolet (обе марки входят в GM). Почему снизился размер субсидий для Ford, представитель бренда не комментирует.
Последний транш
Равномерное распределение субсидий по программе утилизации и trade-in между российскими и иностранными автопроизводитеми - это попытка сбалансировать поддержку предприятий, работающих на территории страны, полагает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Впрочем, российские автопроизводители еще могут взять реванш в текущем году. 13 июля правительство одобрило выделение следующих 5 млрд руб. на продление действующей программы утилизации и trade-in. По данным сразу нескольких источников РБК среди автопроизводителей, почти вся сумма достанется АвтоВАЗу, ГАЗу и УАЗу, а также двум производителям иномарок - Hyundai и альянсу Renault-Nissan. Многие из оставшихся компаний до сих пор не исчерпали свои квоты по первому траншу.
Российские производители из этой суммы получат по 1−1,5 млрд руб., утверждают два собеседника РБК в компаниях-производителях. При этом, добавляют они, почти все деньги уже потрачены: второй транш пойдет в основном на покрытие скидок, которые были сделаны сверх лимитов по первому траншу в первом полугодии этого года. На второе полугодие этой суммы не хватит.
По оценкам участников программы, по ней сейчас продается порядка 40% автомобилей. Это существенная поддержка с учетом текущего спада автомобильного рынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году объем продаж новых автомобилей в России снизился более чем на 10%, в январе-июне 2015 года - на 36,4%. По итогам текущего года АЕБ ожидает сокращения рынка на 36%, до 1,6 млн штук. Без продления программы на второе полугодие, обвал продаж будет глубже, уверены топ-менеджеры в трех компаниях.
Представитель Sollers, Hyundai, Kia, группы ГАЗ и КамАЗа от комментариев отказались, остальные участники программы на запросы РБК не ответили.