Бензин потек против рынка

Оптовые цены на бензин в конце прошлой недели неожиданно снизились после месячного непрерывного роста. С начала июня по 7 июля АИ-92 на бирже СпбМТСБ подорожал на 15%, до 41,9 тыс. рублей за тонну. АИ-95 за это время вырос в цене на 10,5%, до 43 тыс. рублей за тонну, достигнув рекордного значения в этом году и вплотную подойдя к прошлогодним октябрьским максимумам. Но за последние три дня прошлой недели бензины подешевели почти на 1,5%, несмотря на то что белорусское топливо на рынке практически не продавалось.

«ФАС всех напугала», - говорит один из собеседников «Ъ» на рынке. По данным «Ъ», регулятор уже подготовил документы для возбуждения нового дела против «Башнефти» за сокращение переработки, увеличение скупки бензинов на бирже и ограничение отгрузок мелким оптом в начале июня, другие нефтекомпании получили неофициальные предупреждения. Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин сообщил «Ъ», что к «Башнефти» у ФАС действительно «более серьезные претензии, чем к другим компаниям, и мы будем смотреть на их поведение». В качестве позитивного изменения он отметил тот факт, что «Башнефть» решила увеличить переработку в июле на 200 тыс. тонн.

По мнению чиновника, основные проблемы рынка связаны не с политикой нефтяников, а с «отдельными злоупотреблениями в мелком опте». Также в ФАС надеются, что давление на биржевые цены бензина снизится после запуска дополнительной торговой сессии на СпбМТСБ в понедельник, в рамках которой нефтяные компании смогут закупать топливо друг у друга, не влияя на цены и объемы предложения топлива для независимых участников рынка.

Впрочем, другие собеседники «Ъ» на рынке полагают, что стабилизация цен связана не столько с активностью ФАС, сколько с тем фактом, что дальнейший рост в опте уже невозможен без повышения цен на заправках. «А это политически нежелательно», - говорит источник «Ъ» в одной из нефтекомпаний. Действительно, по данным Thomson Reuters KORTES, оптовые цены на бензин с начала года выросли примерно на 20%, в то время как розничные цены - всего на 1%, причем половина этого прироста пришлась на июль. До сих пор разница между динамикой оптовых и розничных цен поглощалась сокращением доходов АЗС, однако сейчас маржа заправок уже опустилась до минимального уровня.

При этом фундаментальные факторы не поддерживают разворот ценовой тенденции на рынке бензинов. Среднесуточное производство с 1 по 8 июля, по данным ЦДУ ТЭК, снизилось на 6,3% по сравнению с предыдущей неделей, до 99,5 тыс. тонн, запасы сократились на 1,2%, до 1,614 млн тонн. Поставки топлива из Белоруссии, которые, как надеялись участники рынка, станут ограничителем роста цен в России, пока эту роль не выполняют. Ослабление рубля в последние две недели увеличило netback для белорусских производителей, и в пятницу бензин Мозырского НПЗ предлагался на бирже по 44,5 тыс. руб. за тонну - на 2 тыс. руб. выше рынка. Перелом тенденции возможен в конце июля, когда ЛУКОЙЛ должен ввести на своем заводе в Нижнем Новгороде (НОРСИ) установку каталитического крекинга, которая уже на первом этапе увеличит выпуск бензина на 2 тыс. тонн в сутки (около 2% от производства в РФ).

Эта неделя на оптовом рынке будет спокойной, так как закупка товара на июль уже завершилась, а на август - еще не началась, считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, фундаментально цены на топливо по-прежнему остаются под давлением на рост из-за того, что спрос превышает предложение, а «у белорусов нет экономических причин для продажи своего бензина в Россию по текущим ценам». Ключевой фактор для рынка в ближайшие две недели - ввод новой установки каткрекинга на НОРСИ и завершение ремонта в Самарской группе НПЗ. Возможно, отмечает эксперт, дополнительные объемы бензина смогут охладить ситуацию.

Юрий Барсуков








>> В Новосибирске откроют третью продовольственную социальную ярмарку >> И. Метшин: В Казани появится свой национальный шоколадный бренд >> В Раде заявили, что не разрешали покупать валюту без паспорта