Компании не должны доплачивать транспортный налог за автомобили, которые в 2014 году из-за девальвации рубля попали в категорию «роскошных». Это следует из письма Минфина «По вопросу применения Перечней легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей, размещенных на официальном сайте Минпромторга России» за подписью директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ильи Трунина. Письмо направлено налоговым органам для использования в работе. Как следует из письма, избегут повышенных ставок налога и физические лица.
Ранее, как писали «Известия», Минфин потребовал от уже заплативших налог компаний подать уточненные декларации и доплатить налог. Финансовое ведомство ссылалось на обновленный перечень «роскошных» автомобилей, который Минпромторг утвердил 27 февраля, хотя подать декларации и заплатить налог компании должны были не позднее 1 февраля. В новом перечне список «роскошных» автомобилей был расширен в полтора раза. Причиной стала девальвация рубля: если ранее эти автомобили стоили менее 3 млн рублей, то теперь их цена превысила эту планку. В 2014 году в списке было 187 машин, теперь - 279. При этом граждане (физлица уплачивают транспортный налог позже компаний) могли получить налоговые уведомления уже с новой суммой налога. Больше всего выросла категория автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей. В 2014 году в нее входило 100 наименований, теперь - 165.
Для авто стоимостью 3−5 млн рублей коэффициент, повышающий ставку транспортного налога, составляет 1,5, для категории от 5 млн до 10 млн рублей - 2, а для остальных - 3. В итоге если ранее, к примеру, за Nissan Patrol налог в Москве составлял около 61 тыс. рублей, то теперь владелец должен заплатить в бюджет более 90 тыс. рублей в год. Кроме того, в «роскошные» попали Chevrolet Tahoe (в Москве налог на этот автомобиль увеличивается с 57 тыс. до 85,5 тыс. рублей), Volkswagen Touareg (с 46,5 тыс. до 70 тыс. рублей).
Но теперь финансовое ведомство признало свою ошибку: в новом разъяснении Минфин указывает, что новый перечень Минпромторга нужно использовать только при расчете налога за текущий год.
«Считаем, что Перечень легковых автомобилей, размещенный 28 февраля 2014 года, применяется для налогового периода 2014 года, а Перечень легковых автомобилей от 27 февраля 2015 года - для налогового периода 2015 года», - указывает в письме Илья Трунин.
Эксперты считают позитивным то, что Минфин пересмотрел свою позицию.
- Нормативные акты, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют, - говорит главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. - Прошлая позиция Минфина представлялась необоснованной и неправомерной, ведь список Минпромторга от 27 февраля 2015 года не должен распространяться на 2014 год. И хорошо, что ведомство пересмотрело свою позицию.