Еще два года назад в кредит продавалось 38% всех новых легковых автомобилей, в 2014 г. - 28%, свидетельствуют данные банка (см. график). При этом Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) настаивает: в прошлом году было продано в кредит свыше 40% легковых автомобилей.
Такой прогноз связан со слабыми результатами I квартала: начало года стало шоком - автокредитование сократилось до небывалых 8−9%, отмечает Токарев. Это, в свою очередь, объясняется выросшими ставками по кредиту из-за пересмотра ключевой ставки ЦБ в конце 2014 г. на 6,5 п. п. до 17%, увеличением стоимости автомобилей и общей неопределенностью в экономике, указывает банкир.
В середине декабря некоторые банки подняли ставки до заградительных 32−35% - кредитование замерло, вспоминает топ-менеджер одного из дилеров. Тогда в кредит машины продавали только кэптивные банки (т. е. принадлежащие автопроизводителям), которые могли сделать выгодные предложения, говорит Дмитрий Белов из ГК «Автоспеццентр». Итог I квартала 2015 г. - доля новых автомобилей, купленных в кредит, составила 20%, признается директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Но уже во II квартале благодаря старту госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам, на которую выделено 1,5 млрд руб., ситуация изменилась: в апреле доля кредитных автомобилей достигла 35%, в мае - 38%, добавляет Волков. По данным Минпромторга, с 1 апреля, момента запуска программы, по 21 июня продано 63 212 автомобилей. Для сравнения: в апреле - мае, по данным Ассоциации европейского бизнеса, всего было продано 258 257 машин.
Результат апреля - мая во многом обусловлен действиями государства, стимулирующего покупку автомобилей в кредит, считает Волков. С ним согласны топ-менеджеры двух крупных дилерских центров: сегодня лучше продаются те автомобили, которые можно купить по госпрограмме, и те, что субсидируются производителем. По их словам, нынешние фавориты - Hyundai, Kia и Ford, а также продающийся за наличные премиум-сегмент (BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche и др.).
Но до сих пор остается много факторов неопределенности, отмечают собеседники «Ведомостей»: покупатели ждут снижения цен, ставок, а некоторые, напротив, новой волны увольнений. Банк России за последние три месяца снизил ключевую ставку до 11,5% с 16 июня против 14% на середину марта. В результате средняя ставка по автокредиту теперь равна примерно 20%, говорят автодилеры.
Если программа субсидирования ставок продлится весь 2015 год, то показатель в 35% по его итогам представляется вполне достижимым, считает Волков. В случае ее прекращения, например, из-за досрочного расхода выделенных денег, а также снижения реальных доходов населения он допускает снижение доли автомобилей в кредит до 25−30%.
Сейчас ситуация выровнялась, признает Токарев, замечая, что и в следующем году она значительно не изменится: на автокредиты придется 30% при общем рынке в 1,8 млн шт.: такие продажи не позволяют наращивать кредитный портфель, сетует он.