Как стало известно «Ъ», глава «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефти» Николай Ляшко написал письмо главе ОСК Алексею Рахманову, в котором жестко раскритиковал работу корпорации по достройке платформы для месторождения имени Филановского на шельфе Каспия. Это один из крупнейших проектов ЛУКОЙЛа (ввод назначен на конец года). По словам источников «Ъ», знакомых с содержанием письма, господин Ляшко жалуется на то, что на объекте сложилась критическая ситуация, поскольку подрядчики ОСК систематически не выполняют планы, взаимодействие субподрядчиков не выстроено, есть дефицит материалов и плохо организована логистика. Не готова и документация, необходимая для ввода платформы в эксплуатацию. В ЛУКОЙЛе ситуацию не комментируют.
ЛУКОЙЛ открыл месторождение имени Филановского в 2005 году. Извлекаемые запасы нефти по С1+С2 составляют 153,1 млн тонн, газа по С1+C2 - 32,2 млрд кубометров. Эксплуатационное бурение ЛУКОЙЛ планировал начать в 2014 году, а добычу нефти - в конце 2015 года. В апреле глава компании Вагит Алекперов говорил уже о планах ввода в 2016 году.
Как отмечают источники «Ъ», господин Ляшко резко заметил: получается, что ОСК нельзя считать единым центром организации и управления, способным к адекватной оценке ситуации, планированию, контролю и оперативному решению проблем. Собеседники «Ъ» уверяют, что аналогичное письмо ОСК направляло Минэнерго (там получить комментарий не удалось).
Президент ОСК Алексей Рахманов сообщил «Ъ», что в корпорации «в курсе сложностей, связанных со строительством платформы, которые беспокоят заказчика», но «они оперативно решаются и процесс находится под полным контролем».
«Мы находимся в постоянном контакте с представителями ЛУКОЙЛа, обсуждаем проблемные моменты и рассчитываем выйти на начало бурения в запланированный срок, то есть к концу 2015 года», - заверил господин Рахманов.
Астраханская судостроительная группа «Каспийская энергия» (при консолидации ОСК переименована в «Росшельф») получила контракт ЛУКОЙЛа на ледостойкую платформу для месторождения имени Филановского в 2011 году. Уже во второй половине 2013 года стало известно о проблемах с исполнением контракта. Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, рассказывали, что верхнее строение платформы «пришлось частично перепроектировать, из-за чего финальная цена выросла» (изначально оценивалась в 14 млрд руб.) Собеседники «Ъ» утверждали, что у ОСК «задержка с обеспечением по аккредитивам, за счет которых финансировались закупки оборудования». В итоге платформу вывели в Каспий в октябре 2014 года, хотя, по словам источников «Ъ», это планировалось сделать весной. Сейчас на верхнем строении ЛСП-1 ведутся пусконаладочные работы, до конца года установят один из технологических модулей, рассказывают собеседники «Ъ».
По их словам, текущие сложности с достройкой платформы связаны не только с техническими, но и с корпоративными проблемами «Росшельфа». «В компании долго менялся менеджмент, прежний гендиректор оспаривает отставку, все это не добавляет оперативности в управлении», - говорит один из собеседников «Ъ». Но он полагает, что «на этот раз сдвигов сроков окончательной сдачи быть не должно, вопрос находится под контролем топ-менеджмента ОСК и ЛУКОЙЛа».
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research отмечает, что проблемы со сроком ввода месторождения на фоне санкций и кризиса ожидаемы. Он отмечает, что ОСК, несомненно, виновата в затягивании, но компания изначально столкнулась с отставанием в темпах строительства, а теперь все упирается в наличие мощностей и материалов у подрядчиков. Но эксперт не видит катастрофических последствий для добычи ЛУКОЙЛа. Алексей Кокин из «Уралсиба» отмечает, что в России затягивание сроков запуска проектов - стандартная ситуация, тем более что ЛУКОЙЛ был довольно оптимистичен в прогнозах. По его мнению, начало добычи может сместиться на конец 2016 - начало 2017 года без критических последствий для стоимости компании.
Ольга Мордюшенко, Егор Попов