Россия на авиасалоне 'Ле-Бурже' перезагружает отношения с Европой

По новой маркетинговой политике, натурные образцы РФ на европейских салонах показывать не будет, заключать контракты на «Ле-Бурже» не обещали, ведь впереди Международный авиакосмический салон МАКС-2015.

Парижская выставка для России сегодня носит чисто имиджевый характер, так как является площадкой для поддержания добрых отношений с европейскими бизнес-партнерами. И форум лишний раз доказал - политика политикой, а деловые отношения между Евросоюзом и Россией продолжаются.

«Ле-Бурже» - один из крупнейших авиационных форумов в мире, проходит раз в два года в одноименном аэропорту в 12 километрах от Парижа. Выставке более 100 лет, она считается крупнейшей и самой престижной в сфере авиакосмической торговли.

Российский выставочный «десант»

Международный авиационно-космический салон Paris Air Show-2015 открылся 15 июня и завершится 21 июня. Первые четыре дня были посвящены бизнесу, а три оставшиеся открыты для публики.

Выставку посетили руководитель Роскосмоса Игорь Комаров с группой генеральных директоров ракетно-космических предприятий, новый глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Также прибыли руководители ряда компаний оборонно-промышленного комплекса РФ и высокопоставленные представители отвечающих на экспорт вооружений и военно-техническое сотрудничество организаций - Федеральной службы по ВТС и спецэкспортер российского оружия «Рособоронэкспорт».

Последний сразу объявил о том, что особое внимание на выставке РФ уделит переговорам с европейскими партнерами, а также проведет встречи с перспективными клиентами из Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Россию на форуме представили 37 компаний. Экспозиция не подразумевала натурных образов и участия в летной программе - только макеты, исключение составил стоявший на статической экспозиции гражданский лайнер Sukhoi Superjet 100 в «ливрее» одного из крупнейших иностранных эксплуатантов этого воздушного судна - мексиканской авиакомпании Interjet.

Продукцию военного назначения на стендах показали девять компаний, в том числе корпорация «МиГ», «Сухой», «Ил» и «Вертолеты России». «Рособоронэкспорт» показал на авиасалоне всю ключевую экспортную российскую авиационную технику и средства ПВО (ПЗРК «Игла-С», ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э», ЗРС «Антей-2500»). В РОЭ отмечают, что РФ прочно удерживает свои позиции в этих сегментах, занимающих более половины от общего объема экспорта вооружений и военной техники. Спецэкспортер также подчеркивает нацеленность на расширение географии и номенклатуры поставляемых образцов.

Как сообщил на итоговой пресс-конференции глава делегации «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, отвечающий в компании за технику ВВС, авиатехника занимает 50% российского экспорта вооружений, а экспорт систем ПВО непрерывно растет и набирает обороты.

Первым делом самолеты

Какие же крылатые машины привезла Россия на французский авиасалон? На стенде выставили изящные модели новейших российских истребителей поколения 4++ Су-35 - до пятого поколения им не хватает лишь технологии «стелс» и радара-локатора АФАР.

Традиционный любимец зарубежных клиентов - легкий истребители МиГ-29М/М2, а также набирающий популярность по всему миру новейший учебно-боевой самолет Як-130. Как пояснил Корнев, на сегодняшний день потенциальных закупщиков «малыша» интересует именно учебная его версия, позволяющая легко освоить любой вид боевого самолета, но если заказчик захочет, сделать из «летающей парты» легкий штурмовик не составит труда.

«Если попросят штурмовик, то штурмовик у нас есть другой - Су-32, но если клиент захочет именно на его (Як-130) базе, потребуется дополнительное время и средства, чтобы это реализовать, но это реализуемая вещь», - подчеркнул Корнев.

Як-130 - это двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения, предназначенный для обучения и боевой подготовки летного состава, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях, по воздушным и наземным целям.

Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-32 также красовался на стенде ОАК рядом с палубным МиГ-29К и его высокотехнологичный последователем МиГ-35, скорое подписание контракта на который с Минобороны РФ ожидает разработчик машины - РСК «МиГ».

Большой интерес аудитории вызвал и новейший российский военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, у которого будет три модификации: транспортник, топливозаправщик и «летающий радар».

«У нас есть уже заявки на 25−30 единиц Ил-76МД-90А в вариантах военно-транспортного самолета, заправщика и самолета дальнего радиолокационного обнаружения», - заявил журналистам глава делегации «Рособоронэкспорта».

Как сообщил директор по внешнеэкономической деятельности «Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина» (ОАО «Ил») Владимир Беляков, в ходе выставки состоялись переговоры с представителями европейских компаний и Латинской Америки, заинтересованных в Ил-76 в противопожарном варианте.

По его словам, иностранные партнеры ознакомились с опытом эксплуатации Ил-76 с противопожарным оборудованием МЧС и ВВС МО РФ. Мексика предложила «Илу» продемонстрировать предназначенный для тушения пожаров Ил-76 на следующей авиационной выставке Feria Aeroespacial Mexico.

«Крылатых пожарных» также представлял российский самолет-амфибия Бе-200, успешно эксплуатируемый отечественным МЧС для тушения лесов.

Любопытно, что на «Ле-Бурже» привезли и макет уже ставшего знаменитым российского истребителя пятого поколения Т-50, известного как ПАК ФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»). Посетители павильонов с любопытством смотрели на экраны, где демонстрировалась технологичная презентация новинки, которую российские Военно-воздушные силы начнут получать уже в 2016 году.

Как заявлял главком ВВС РФ Виктор Бондарев, ПАК ФА вышел на заключительный этап госиспытаний и боевые летчики уже ждут начала его войсковой эксплуатации.

Несмотря на то, что Т-50 показывают зарубежной публике, экспортировать его Россия еще не планирует. Наличие модели этого самолета на выставке в «Ле-Бурже» - это демонстрация российских возможностей и технологий.

«Есть список № 1 изделий всех видов войск и техники, которые мы имеем право экспортировать. На сегодняшний день этого изделия там нет. Пока не будет принято юридическое решение о внесении его (ПАК ФА) в этот список, мы не имеем права его продвигать и разглашать характеристики», - сказал Корнев, отвечая на вопрос.

Винтокрылые машины

На экспорт, помимо ПАК ФА, пока не будут предлагать и разработанный под десантный корабль-док типа «Мистраль» вертолет Ка-52К, хотя, по словам гендиректора «Вертолетов России» Александра Михеева, эта машина точно будет востребована как в РФ, так и за рубежом.

В то же время на экспортную версию «Аллигатора», по словам главы делегации Корнева, контракты уже есть. Эта машина произвела фурор на «Ле-Бурже» два года назад - именно тогда состоялась ее «живая» премьера на зарубежной площадке.

Ка-52 «Аллигатор» («Изделие 800.06», по классификации НАТО - Hokum B) - многоцелевой всепогодный боевой вертолет, двухместная модификация ударного вертолета Ка-50 «Черная акула». «Аллигатор» отличается от предшественника двигателями, а также формой и оборудованием носовой части. Вертолет, прозванный также «летающим танком», может применяться для уничтожения танков противника, борьбы с медленно летящими воздушными целями, для ведения разведки и поддержки сухопутных войск.

В части вертолетной экспозиции также показали макеты экспортной версии «Ночных охотников» Ми-28НЭ, а также транспортно-боевого вертолета Ми-35М.

Глава «Вертолетов России» заявил об интересе инозаказчиков к самому большому в мире вертолету Ми-26Т, первые контракты на эту машину заключены в мае этого года. В основном, вертолет покупают «гражданские экплуатанты в различных странах», отметил глава холдинга, не уточняя деталей.

Движущая сила

Ни одна летающая машина не может функционировать без двигателя, поэтому большой сегмент представляемой на любом авиасалоне продукции составляют именно силовые установки.

На «Ле-Бурже-2015» РФ представляла перспективные движки для военного Су-35, который два года назад летал над парижским аэродромом, завораживая публику и специалистов, а также отечественное «сердце» для новейшего российского гражданского среднемагистрального лайнера МС-21 корпорации «Иркут». У этого самолета будет две версии - международная, где установлен зарекомендовавший себя американский двигатель Pratt&Whitney, и русифицированная модель МС-21РУС с движком ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех»).

Лайнер с ПД-14 сначала будут поставлять государственным заказчикам в РФ, а далее - зарубежным клиентам, предпочитающим российские комплектующие американским.

Как сообщил гендиректор ОДК Владислав Масалов, корпорация за 2014 год увеличила на 49% производство авиадвигателей в интересах Минобороны и других российских силовых структур. Таким образом, Россия планомерно уходит от зависимости от украинских двигателей и реализует программу импортозамещения. Особую важность имеет перевод на российское производство двигателей для самого массового российского вертолета Ми-8/Ми-17 - уже собрано 10 двигателей.

«Два из них были предъявлены заказчику для проведения квалификационных испытаний, которые завершились в марте, отчет согласован с заказчиком», - сказал собеседник агентства.

Кроме того, по словам Масалова, Объединенная двигателестроительная корпорация намерена выйти на мировой рынок в качестве специализированного поставщика деталей и компонентов авиационных и вертолетных двигателей.

Продолжение сотрудничества

Европейский рынок гражданской авиации считает одним из важнейших и российский холдинг авиаоборудования «Технодинамика». Его гендиректор Максим Кузюк сообщил на авиасалоне, что холдинг сегодня ведет совместные проекты с Microturbo по ВСУ, с Messier-Bugatty-Dowty по шасси, с Curtis-Wright-Controls по системе пожарной защиты и готов к новым кооперациям в сфере создания авиационных систем.

«Технодинамика» ориентируется на долгосрочное взаимодействие с партнерами, а экономическая ситуация, по словам Кузуюка, «делает сотрудничество с Россией интереснее за счет более низкой базы затрат».

Европейские страны полностью не отказываются от сотрудничества с РФ и в части военной продукции, несмотря на непростую геополитическую ситуацию. Как сообщил глава РСК «МиГ» Сергей Коротков, Восточная Европа, эксплуатирующая российские истребители МиГ, в том числе и дружественная Сербия, хочет, чтобы РФ помогла с их модернизацией.

Он отметил, что РСК «МиГ» «с удовольствием будет сотрудничать со всеми, кто хочет сотрудничать».

О продолжении сотрудничества с европейскими эксплуатантами российской авиатехники, в том числе Чехией, Словакией, Сербией, Болгарией и другими, заявили и в госкорпорации «Ростех», куда входит большинство промышленных холдингов РФ. Политическая ситуация в мире, по мнению представителей госкорпорации, не должна влиять на технологическое взаимодействие России и ЕС.

«Зарубежные (европейские) компании готовы участвовать в кооперации по производству наших гражданских вертолетов», - подтвердил и глава «Вертолетов России» Михеев.

О том, что сотрудничество продолжается, свидетельствует и подписание французским лидером по производству аккумуляторов компанией Saft в рамках Paris Air Show-2015 контрактов на поставку батарейных систем российскому создателю спутников - «ИСС Решетнева», а также батареек для самолета МС-21 корпорации «Иркут».

Как отмечают в «Рособоронэкспорте», взаимодействие с европейскими странами выстраивалось много лет и оно выгодно для обеих сторон.

Следующий выпуск «сериала» об отношениях России и Европы в сфере авиации и космоса выйдет через два месяца на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском. На российском авиасалоне подписание контрактов и демонстрация новинок не заставят себя ждать. К слову, французская GIFAS (Группа компаний авиационной и космической промышленности, куда входят Airbus, Dessault Aviation, Eurocopter, SAFRAN, Thales и другие) участие в МАКС-2015 уже подтвердила.








>> Таунхаусов за ДКЖ не будет? Сразу в четырех кварталах могут разрешить высотное строительство >> Украина приостановила закупку газа у РФ >> СМИ назвали новый план спасения Греции копией отвергнутого на референдуме