Сочи теряет иностранцев

За прошедшие полгода число пассажиров на международных рейсах, прилетающих в Сочи, сократилась более чем в два раза - со 172,4 тыс. до 83 тыс. человек, следует из данных «Базел Аэро» (управляет аэропортом в Сочи). Частично это связано с резким скачком в количестве международных рейсов в период проведения зимней Олимпиады в прошлом году. Но полученный за шесть месяцев 2015 года результат оказался хуже на 37% и уровня 2013 года: тогда за I полугодие сочинский аэропорт обслужил 131,7 тыс. пассажиров.

Всего по России, по данным Росавиации, за первые пять месяцев 2015 года количество пассажиров на международных направлениях сократилось на 16,2%, до 46,9 млн человек.

Наибольшее падение международного авиапотока наблюдается в регионах.

Так, в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» сокращение на международных воздушных линиях (МВЛ) составило за полгода 30,5%, до 662,4 тыс. человек, международный пассажиропоток в самарском «Курумоч» упал на 22%, до 289,6 тыс. человек, а в краснодарском «Пашковском» - на 37%, до 270 тыс. человек.

Сократилось количество пассажиров МВЛ и в одном из крупнейших российских аэропортов, петербургском «Пулково»: за I полугодие показатель упал на 21,5%, до 2,51 млн человек.

Наименьшее сокращение числа пассажиров на международных рейсах наблюдается в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ). По данным Росавиации, за период январь-май 2015 года пассажиропоток МВЛ понизился на 10,3%, до 13,7 млн человек, при этом на регулярных международных рейсах показатель сократился всего на 5,2%, до 11,98 млн человек.

Наибольшее падение в столичных аэропортах продемонстрировали международные чартерные (нерегулярные) авиаперевозки: за период январь-май 2015 года она сократились на 35%.

Российские туроператоры, являющиеся основным заказчиком международных чартеров, на фоне падения рубля по отношению к евро и доллару и в связи с уменьшением покупательной способности населения приняли решение оптимизировать чартерные программы, сократив число рейсов и количество направлений.

Для поддержания международного авиасообщения в аэропорту Сочи был введен режим «открытого неба». Он вступил в силу в октябре 2014 года, о возможности свободно летать в Сочи были проинформированы 19 иностранных государств, половина из которых - европейские. Тогда сообщалось, что «первые результаты проекта 'открытое небо' будут заметны летом 2015 года».

«Когда вводился режим «открытого неба», предложения были направлены в адрес 19 стран. Со стороны европейских авиаперевозчиков была выражена большая заинтересованность в открытии рейсов в Сочи, - заявили в «Базел Аэро»,

«В настоящий момент, в связи с изменениями в политической ситуации, они пересматривают свои планы, и о какой-то конкретике речь пока не идет. Но мы уверены, что со временем, когда ситуация изменится, большинство из них вернутся к рассмотрению этих планов. Со своей стороны, мы готовы к продолжению диалога».

Заинтересованность аэропорта к увеличению числа международных рейсов и иностранных авиаперевозчиков обусловлена тем, что тарифы и сборы на таких рейсах выше, а значит для аэропорта они более выгодны. При этом самыми прибыльными являются международные рейсы, выполняемые иностранные авиационными эксплуатантами. Так, по данным Федеральной службы тарифов (ФСТ), до 1 января 2016 года в аэропорту г. Сочи максимальный сбор за взлет-посадку для российских авиакомпаний составляет 373,8 руб./т максимальной взлетной массы, а для иностранных авиакомпаний - $13,8 (781 руб., по курсу ЦБ на 14 июля). Сбор за предоставление аэровокзального комплекса для российских авиаперевозчиков на внутренних рейсах не превышает 81,8 руб. на пассажира, на международных в 3 раза больше - 263,1 руб. Для иностранных эксплуатантов сбор за пользование аэровокзальным комплексом составляет $9,2 на пассажира (520 руб., по курсу ЦБ на 14 июля).

Возместить международный турпоток сочинский аэропорт рассчитывает за счет рейсов из Турции, которые выполняются турецкой Turkish Airlines, а также стартующих 15 июля регулярных рейсов из Тегерана авиакомпании Mahan Air. По словам представителя «Базел Аэро», на сегодняшний день в Сочи стабильно развиваются такие направления как Стамбул и Ереван. Значительную долю пассажиропотока на международных направлениях обеспечивают Ташкент и Душанбе.

«В рамках «открытого неба» с ноября 2014 года авиакомпания Turkish Airlines увеличила количество рейсов до 7, а с 23 июня 2015 года - до 10 в неделю. Международный аэропорт Сочи продолжает вести переговоры с китайскими перевозчиками, туроператорами и властями.

В настоящее время переговорный процесс с китайской стороной - как с авиакомпанией Hainan Airlines, так и с российскими перевозчиками, продолжается, - отметили в компании.

Привлекать китайских туристов в Сочи планируют не столько пляжным отдыхом, который у азиатских туристов пользуется небольшим спросом, сколько экскурсионными программами. Для повышения туристического потока из Китая к середине 2015 года планировался старт прямых маршрутов Сочи - Пекин и Сочи - Шанхай с периодичностью до трех рейсов в неделю. Но пока об открытии рейсов не заявлялось.

Сокращение числа пассажиров на международных рейсах связано во многом с завершением олимпийских строительных проектов, считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Многие аспекты, связанные со строительством объектов, инфраструктуры, развитием IT-сферы, решались совместно с зарубежными поставщиками, но этот период закончился, - сообщил 'Газете.Ru' эксперт. - Сократился и исходящий турпоток из Сочи из-за курсовых разниц». Возместить это падение за счет входящего турпотока пока не удалось, даже несмотря на «дешевый» рубль. Пока не все воспринимают Россию как удачное место для турпоездки, добавил Пантелеев.

По его мнению, увеличить объемы въездного туризма возможно путем облегчения визового режима. В частности, «принятие 72-часового безвизового въезда как для транзитных, так и для всех остальных пассажиров», предположил Пантелеев.








>> США добивают баррель >> В каждом районе Ростова будет работать минимум по два рынка >> Россельхознадзор пожаловался на неготовность таможни к уничтожению санкционных продуктов